Занятие
Познавательно - исследовательская деятельность
«Волшебная вода»
Цель: Познакомить детей со свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.
Задачи:
- Познакомить детей с некоторыми свойствами воды (вкус, запах, прозрачность)
- Уточнить значение воды для всего живого.
- Разбудить интерес к исследовательской деятельности, любознательность, мышление и речь детей.
- Воспитать бережное отношение к воде.
Интеграция: «Познавательное развитие»
«Социально-коммуникативное развитие»
«Речевое развитие»
следовательская работа: безвкусная, прозрачная.
Методы и приемы:
Игровой (сюрпр. моменты)
Наглядный (схемы, символы)
Практический (опыты)
Словесный (беседы, рассказы воспитателя, вопросы поискового характера)
Предварительная работа: Чтение рассказов, сказок познавательного характера М.Д. Пришвина «Живая вода», загадывание загадок. Беседы на темы «Где можно встретить воду», «Кто живет в воде», опыты рисование схем.
Оборудование: прозрачные стаканчики по количеству детей, трубочки, салфетки, фасолинки, лед, сахар, ТСО ноутбук, проектор, экран, видеосюжеты из мультфильма «Мойдодыр», аудиозапись «Звуки воды», схема «свойства воды»
Ход занятия:
Психотренинг:
Дети давайте поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками. А что нас еще согревает и улучшает наше настроение?
- Дети: Солнышко.
- Воспитатель: Солнышко правильно. А давайте представим, что наши руки это солнечные лучики коснемся друг друга пальчиками и подарим тепло своим друзьям.
Солнышко, солнышко,
Мы твои лучи!
Быть людьми хорошими
Ты нас научи.
- Дорогие ребята, я вас всех приглашаю на полянку. Посмотрите, как здесь красиво, полюбуемся этой красотой. Скажите, что нас окружает?
Дети: Кусты, трава, цветы
- Что нужно растениям для роста?
Дети: Солнце, воздух, земля, вода.
- Правильно! Вот и у человека тоже «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!» А вы любите воду? И за что?
Дети: Да.
Крепыши и неболейки,
Обливаются из лейки,
Не болеют никогда,
Закаляет их вода!
Ребята я приглашаю вас в нашу лабораторию. Но чтобы в нее попасть вы должны пройти 2 испытания:
- Определите и назовите звуки природы (вкл. Аудиозапись звук воды). Определите что это за звук?
Дети: это звук воды.
- А теперь отгадайте загадку о природном явлении:
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан
Я летаю и бегу
И стеклянной быть могу
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу
Даже камень источу. (вода)
- А давайте, ребята посмотрим на экране, для чего нужна нам вода?
(просмотр видеосюжета из мультфильма «Мойдодыр», выбегает девочка – грязнуля)
Девочка: Вот было бы здорово, если бы вода исчезла совсем.
- Да что ты такое говоришь! Ребята, что будет, если вода исчезнет?
Дети: Погибнут растения, животные, люди. Без воды нет жизни на земле.
(просмотр мультика)
- Посмотри , вода нужна всем и зверятам и растениям и людям.
А еще ребята давайте докажем девочке, что вода бывает волшебницей.
Девочка: Да я все поняла, я не буду такой, я пойду умоюсь и всегда буду аккуратной и чистой.
- Ты умывайся, а мы пока поиграем.
Игра «Какая бывает вода»
(минеральная, прозрачная, безвкусная, без запаха, речная, морская, болотная, бесцветная, водопроводная, родниковая)
(выходит девочка улыбается)
- Посмотрите, какая она теперь чистая. Дети вы хотите еще узнать о воде? Приглашаю вас в нашу лабораторию и приступим к нашим исследованиям.
Перед проведением опытов напоминаю детям о технике безопасности во время работы с водой.
Стих-я : Вода всегда и всем нужна,
Она прозрачна и чиста
Она бежит, течет и льется,
Из речки крана и колодца
Вода тепла и холодна,
А так же мокрая она
И кто с водой не осторожен
Намочит быстро их она.
Опыт №1 : Вода это жидкость. Дать 2 ст., один пустой, другой с водой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой.
Вос-ль: Что происходит с водой?
Дети: Она льётся.
Вос-ль: Почему она льется? Вода льется потому что она жидкая. Итак какая вода? Жидкая. Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.
Опыт №2. «У воды нет запаха»
Воспитатель предлагает детям понюхать воду.
Вос – ль: Дети чем пахнет вода?
Правильно совсем не пахнет. Чистая вода не имеет запаха.
Опыт №3. «У воды нет вкуса»
Воспитатель предлагает детям взять соломинку и попробовать воду и сок.
Вос – ль: Дети, скажите есть ли у воды вкус. Правильно у чистой воды нет вкуса. Когда человек очень хочет пить, чтобы выразить свое удовольствие говорит «Какая вкусная вода! Хотя на самом деле не чувствует ее вкуса. А какой вкус у сока? Значит вода не имеет вкуса.
Опыт №4. «Вода прозрачная»
На столе стоят стаканчики с молоком и с водой, рядом лежат фасоленки или пуговицы.
- возьмите по одной фасоленки и отпустите в стакан, что вы заметели? В каком стакане видна фасоленка , почему? – Что мы можем сказать про воду.
Вывод: вода прозрачная.
Опыт №5. «Лед - твердая вода»
Снежная королева сделала нам сюрприз (показывает лед). Наблюдаем за таянием льда и его превращения в воду. Возьмите кусок льда в руки. Что происходит со льдом? Почему лед тает.
А теперь вытрите руки салфеткой , какими стали салфетки?
- влажными.
Вывод: лед – твердая вода.
- Ребята, чем мы сегодня занимались. Понравилось ли вам работать в лаборатории. Что показалась вам самым интересным.
Девочка : Как интересно у вас. Мне очень стыдно что я не дружила с водой.
Игра «Тучка и капельки»
Превращаю детей в капельки.
Жила была тучка вместе с капельками и решили капельки спустится на землю попрыгать, поиграть. Играли они и вдруг превратились в лужицы, затем побежали ручейки. Но люди стали бросать в нее мусор. И река стала высыхать.
-Ребята, как вы думаете нужно беречь воду или нет?
Существует в природе вода
Она нас окружает везде и всегда
В обиду воду никому мы не дадим,
Ее мы любим ми сохраним.
Показ слайда.
Закрепить с детьми свойство воды.
Раздать детям капельки на память. |